Авиаперелёты могут выполняться как одним перевозчиком, так и совместно несколькими на основании коммерческих договоров между двумя или более авиакомпаниями.

Кодшеринг


Кодшеринг (code sharing, англ. «обмен кодом», см. в Википедии - Код-шеринг) — это совместное использование авиарейса (воздушного судна) одного перевозчика несколькими авиакомпаниями на определенном маршруте, договоренность о совместном коммерческом использовании данного рейса. Один из авиаперевозчиков в этом случае выступает как оператор (то есть совершает полеты по данному авиарейсу и реализует авиабилеты на эти рейсы от собственного имени), а остальные — коммерческими партнерами (то есть продают авиабилеты на авиарейс перевозчика-оператора от своего имени).

На справочных дисплеях в аэровокзалах нередко можно заметить, что несколько авиарейсов разных аиваперевозчиков одновременно вылетают в один и тот же пункт назначения. Это не означает, что сразу несколько авиалайнеров совершают полёт по одному и тому же маршруту. Это говорит о том, что перевозчики оформили между собой кодшеринговый договор, то есть в действительности полёт производится выполняется одной авиакомпанией, а другие могут реализовывать билеты на этот рейс по собственным ценам, под своим кодом и номером авиарейса так, словно он совершается ими самими.

Использование кодшеринга, широко применяемого в индустрии воздушных перевозок, базируется на договоренностях, заключаемых между авиакомпаниями. Это договор о продаже авиабилетов на рейс под своим кодом, оператором которого выступает другой авиаперевозчик.

Авиарейсы формата кодшеринг имеют не менее двух кодов. При бронировании авиабилета вас проинформируют об авиакомпании, которая будет производить этот перелёт.

Плюсы для авиаперевозчиков несомненны. В первую очередь, это существенное сокращение затрат: снижается число собственных авиарейсов за счет партнерских. Для пассажиров также налицо целый перечень выгод от подобной формы партнерства между авиакомпаниями.

Если по причине каких-либо обстоятельств вы «привязаны» к конкретной авиакомпании (например, участие в бонусной программе лояльности для пассажиров или стандарты вашего работодателя в отношении перелетов работников), то code-sharing — это неплохая возможность выбрать более подходящий авиарейс для поездки, не меняя вашего обычного авиаперевозчика.

Вы всё также копите баллы или мили на бонусном счету и не идёте вразрез с предписаниями вашего работодателя. Помимо этого, благодаря code-share договоренностям для пассажиров появляются дополнительные и совсем нелишние, более удобные стыковки через узловой аэропорт — хаб (hub).

Интерлайн-соглашение


Иной формат договоренности между авиакомпаниями — интерлайн-соглашение. Объектом интерлайн-договоров между перевозчиками является признание перевозочной документации одной авиакомпании со стороны другой, то есть каждый участник соглашения имеет право выписывать на собственных бланках авиаперевозку на регулярные внутренние и/или международные маршруты интерлайн-партнера, и/или на трансферные перелёты, при обязательном участии обеих сторон интерлайн-договоренности.

Интерлайн является наиболее простым и часто используемым в мировой практике форматом партнерства между авиакомпаниями. Сотрудничество по интерлайну осуществляется как между воздушными перевозчиками одного государства, так и между авиакомпаниями разных стран.

В типовом контракте о коммерческом партнерстве указываются коммерческие услуги, которые один из контрагентов договора обязуется предоставлять другому, например, поясняются условия реализации, оформления и взаимного признания перевозочных документов авиакомпаний:

  • авиабилетов
  • документов оформления сверхнормативного багажа
  • накладных грузовых авиаперевозок
  • ордеров различных сборов и так далее


Существуют две разновидности договоренностей Интерлайн-соглашений:

  1. Двусторонняя договоренность о признании перевозочной документации.
  2. Многостороннее соглашение Интерлайн (Multilateral Interline Traffic Agreement – MITA).


Продажа авиабилетов по интерлайн-договорам может совершаться как на бланках авиакомпании, так и на нейтральных бланках BSP (Billing and Settlement Plan) либо ТКП (Транспортная Клиринговая Палата), если иное не указано в договоре между перевозчиками.

В пределах интерлайн-соглашений могут быть оговорены специальные прорейтовые договоренности (Special Proreit Agreement), на основании которых калькулируются трансферные тарифы для сквозной продажи авиабилетов на стыкующиеся авиарейсы обоих сторон договора.

Следует знать, что за все неудобства, причиненные клиенту, несет ответственность перевозчик, фактически совершавший авиарейс. Если был задержан или поврежден багаж, отменен или задержан вылет, все претензии выставляются только той авиакомпании, воздушным судном которой вы летели.

Пассажиры обязаны быть поставлены в известность о фактическом авиаперевозчике до оформления авиабилета, на регистрации на рейс, а также в том случае, если во время перелёта сложилась какая-либо неординарная ситуация. При бронировании авиабилета вас обязаны поставить в известность особо, если перевозка осуществляется в рамках интерлайн-договоренности. Дополнительно, на самом авиабилете после номера такого авиарейса должна быть размещена ссылка на информацию о том, какой авиаперевозчик фактически его будет выполнять.

Если при оформлении договора перевозки клиенту предоставляются оплаченные услуги, то за неоказание данных услуг перевозчик несет ответственность перед пассажиром, лимитированную размером денежной суммы, внесенной за эти услуги.

Перевозчик не несет ответственности за сервис перевозки багажа (груза), оказанные третьими сторонами, с которыми авиакомпания не имеет коммерческих договоров. В случаях, когда перевозчик самостоятельно предусматривает и производит такие операции по транспортировке багажа (грузов) пассажиров, то данные нормы применяются и к таким услугам. Сервис по транспортировке багажа (грузов), который оказывается самой авиакомпанией сверх нормативов, оплачивается пассажиром.